Запись гитары в домашних условиях
Попытка некоторых авторов расcказать здесь о "наколенной" записи электрогитары, как можно увидеть из форумов, подверглась в какой-то мере справедливой критике. Что ж, попытаюсь исправить это досадное недоразумение, так как тема дайствительно интересна многим.
ОБОРУДОВАНИЕ
Как минимум, вам нужен либо комбик (а ещё лучше комбик и педалька-примочка, но это уже дело вкуса) или комбоэмулятор типа Sansamp и ему подобных. Без этого идти дальше я не вижу смысла. Рассмотрим оба варианта. Если у вас есть Sansamp, то вам нужна только более или менее приличная звуковая карта (Live или Audigy хотя бы). Если же есть комбик... По-хорошему, вам нужен микшерный пульт с хотя бы одним микрофонным входом (можно обойтись совсем маленьким, типа Behringer UB 502), хороший динамический микрофон (Sennheiser или Shure), ну и звуковая карта типа ESI Juli@. Если жа на всё это денег не хватает, то придётся ограничиться дешёвым микрофоном, подключаемым в SB Live. По опыту могу сказать, что разнообразные микрофоны за 10-20 долларов "для караоке" для записи комбика не подходят абсолютно - вместо высоких частот будет сплошная "грязь". А вот с всем известным Genius за 70 рублей (да-да, пластмассовый и на ножке) комбик писать вполне можно. Звук, конечно, не фонтан будет, но, как ни странно, лучше, чем у чего-либо ещё, кроме профессиональных микрофонов.
СОФТ
Перво-наперво вам понадобится программа для записи и сведения звука. Всё это может делать ACID Pro - и записывает, и редактирует, и эффекты можно ставить, и сводить, и подгонять звук - в общем, что угодно. Можно отдельно записывать и обрабатывать в Sound Forge или любом другом звуковом редаторе, а сводить в ACID Pro - дело хозяйское. Далее, если у вас нет настоящей барабанной установки, бас-гитары или синтезатора, то придётся всё это (уж барабаны - точно) поручить компьютеру. Варианта тут два - MIDI-редакторы и трекеры. Для MIDI есть огромный выбор разнообразнейших программных синтезаторов для имитации тех или иных инструменов с профессиональным качеством, зато трекеры куда проще в обращении. Хотя, если у вас будут качественные семплы, то можно и с трекерами добиться хорошего качества. Я склоняюсь больше именно к трекерам. Если и вы тоже, зайдите на wwwskale.org и качайте оттуда Sk@le Tracker - всеми любимый FastTracker II, переделанный под Windows, и с массой новых возможностей.
ЗАПИСЬ
Перед нормальной записью несколько раз запишитесь на пробу и отслушайте то, что записали, чтобы определиться с громкостью примочки и комбика, а также с уровнем записи микрофона, чтобы звук не перегружался, но при этом чтобы был достаточно мощным. Если попытаетесь программно поднять громкость очень маленькому сигналу, получите очень много шума. Если у вас дешёвый микрофон и вы любите чёткий трэшевый звук, то вам придётся на время записи немного убавить "верха" на примочке или комбике, иначе получите очень бледный и трескучий звук. И, наконец, если и соло-гитара, и ритм-гитара пишутся с одной и той же гитары и на одних и тех же примочке и комбике, то хотя бы меняйте настройки на примочке, иначе вы потом замучаетесь со сведением. Поставьте скажем на ритм яркий трэшевый звук, а на соло более плотный и глухой - потом будет гораздо проще всё свести.
СВЕДЕНИЕ
Вообще говоря, на звукорежиссёра в институте учат аж шесть лет, но я всё-таки попытаюсь впихнуть самый минимум в один абзац, чтобы ответить на вопрос "как-же всё-таки сделать так, чтобы гитара в записи хорошо звучала?" на примере ACID Pro. Итак, как записывать, я думаю, вы разобрались. Все треки с гитарой, голосом и т.д. есть, пробуем послушать их все вместе. Нажимаем Play и... слышим отвратительную мешанину из всех записанных треков. "Но как же так?", - спросите вы, -"я же всё нормально записал, звук был более или менее нормальным!". А теперь всё это надо ещё и свести. Сначала сведём по громкости. В ACID Pro под называнием каждого трека есть надпись "Vol", а рядом фейдер (регулятор-"ползунок" на жаргоне). Это, как нетрудно догадаться, регулятор громкости. Попытайтесь с его помощью сделать так , чтобы все партии друг друга не забивали. Всё равно некоторые инструменты либо глушат другие, либо их самих не слышно. Щёлкаем по надписи "Vol", выбираем "Pan" и тем же фейдером который раньше у нас заведовал звуком, растаскиваем мешающие друг другу инструменты по панораме. Стало получше, но всё ещё очень плохо. Щёлкаем по иконке с зелёным квадратиком и тремя проводами (над фейдером). Сие называется параметрический эквалайзер. С его помощью можно сделать много чего интересного со звуком. Нам необходимо в первую очередь убрать из партий те частоты, которые совпадают и из-за которых некоторые инструменты глушат друг друга. Процесс этот чисто интуитивный, какие именно частоты и где давить, я вам посоветовать, к сожалению, не могу. Заодно и разберётесь с этим эквалайзером. В принципе, после сведения по громкости, по панораме и по частотам инструменты уже хотя бы не будут друг друга заглушать. Но всё равно, все гитары (в первую очередь - ритм) звучат очень "плоско", а хочется-то, чтобы было как у любимой группы. Насчёт любимой группы не скажу, но плоский звук мы исправим. Дальше читайте внимательно. Нажимаем на нужный трек правой кнопкой мыши и выбираем Duplicate track. Появится ещё один такой же точно трек. Выбираем фейдер "Pan", первому треку ставим на 100% влево, появившейся копии - на 100% вправо. Дальше во всяких руководствах для начинающих и прочих ликбезах советуют для объёмности подгонять эквалайзером частоты обоих треков и применить ревербератор. Ревербератор нам совершенно не нужен - весь необходимый "воздух" мы набрали, записывая комбик микрофоном (или имитируя этот процесс при помощи Sansamp), а вот подогнать по частотам в общем-то можно, но без одной маленькой хитрости вы всё равно никогда не получите объёмного звука. Запомните этот приём на всю жизнь. В окошке, где нарисованы треки, в правой части нижнего ползунка есть кнопки "+" и "-". Если навести на "+" стрелку мыши, появится надпись Zoom In Time - значит это именно тот "+". Нажимаем эту кнопку несколько раз и смотрим на отметки времени над всеми треками. Нам нужно, чтобы отметки (не деления, а сами надписи с цифрами) отличались где-то на 100 миллисекунд. Между этими отметками можно заметить несколько делений. А теперь, собственно, та самая хитрость. Выделяем полностью один из этих двух треков (любой) и смещаем его по времени в любую сторону на половинку этого деления или чуть больше. Теперь нажимайте кнопку Play и... ВЫ ОЧЕНЬ КРУТО ПРОТАЩИТЕСЬ ОТ СВОЕЙ ЖЕ ЗАПИСИ - вот он, ваш объёмный звук! Можете поиграться с этой задержкой - это будет сильно влиять на стереофонический эффект. Зато всю жизнь теперь будете знать, что такое стерео, и откуда оно берётся... Я так чувствую, что, прочитав последние строчки, народ свернул браузер и бросился делать стерео из своих старых записей... Вдоволь протащившись от своих преображённых записей, можно вернутся к сведению первой записи. Проделывать вышеописанную процедуру обязательно надо с ритм-гитарой, желательно с соло, и совершенно не нужно с басом, голосом и синтезатором. С барабанами вообще отдельная история - там каждый барабан по-хорошему должен быть записан в отдельный трек и разведён по панораме. Написать все барабаны в один модуль на трекере и потом развести их как ритм-гитару, конечно можно, но эффект будет уже не тот.
Уфффф... Сделано!
Итак, научившись заставлять нормально звучать гитару, надо теперь снова свести всё по громкости и частотам уже с учётом нового звучания гитары, после чего нажать File-Render as..., сохранить как WAV, сжать в MP3 при помощи того же Lame, выложить в интернет и с гордостью розослать ссылки на ваш шедевр всем друзьям и знакомым. Особенно сильный эффект это произведёт у таких же начинающих гитаристов, не знакомых ещё с хитростями звукозаписи и сведения. Теперь можете сходить в магазин и с чистой совестью купить себе бутылку пива - заслужили.