M y s t i c A Forum

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » M y s t i c A Forum » Гитарист Forum » Струны Для Гитары


Струны Для Гитары

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О СТРУНАХ ДЛЯ БАС-ГИТАРЫ?

Когда в 1951 г. Лео Фендер сконструировал свой Precision Bass, струн для бас-гитар еще не было и в помине. Существовавшие в то время струны для контрабасов делались исключительно из бычьих жил и не обладали необходимыми для звукоснимателей электромагнитными свойствами. Что сделал Лео? Он вручную обмотал стальной проволокой участки жильных струн над звукоснимателем. Позже он заказал компании V.C.Squier изготовить стальные струны с плоской обмоткой для своего нового инструмента. Чтобы воспроизвести характерный мягкий звук контрабаса, эти струны были сделаны из стальной проволоки с никелевым или хромовым покрытием, обмотанной вокруг центральной стальной жилы.

До начала 60-х годов струны с плоской обмоткой оставались единственным выбором для бас-гитар. Пока в 1963 г. не появился новый тип струн, существенно изменивший звучание этого инструмента: им стали струны с круглой обмоткой. Изобретенные англичанином Джеймсом Хау, Rotosound Swing Bass JS66 обладали более ярким звучанием, большим сустейном и атакой, по сравнению со струнами с плоской обмоткой. Мощный звук новых струн вскоре совершил поистине революцию в звучании таких выдающихся музыкантов, как Джон Энтвистл, Крис Сквайер и Стенли Кларк.

Струны с круглой обмоткой обычно изготавливаются из стальной проволоки с круглым сечением, наматываемой на стальную жилу. Обратной стороной такого дизайна явилось то, что имея хорошую абразивную поверхность и твердость стали, эти струны издавали больше скрипов при скольжении по ним и к тому же нещадно "пилили" лады. Какое было предложено решение? Производители стали применять в качестве обмотки проволоку с покрытием из более мягких металлов, таких как никель, медь и даже золото. Звук при этом становился более мягким и менее ярким, чем у традиционных струн с обмоткой из чистой стали. Кроме того, струны с покрытием быстрее изнашивались.

http://www.guitar.ru/articles/strings/bass/strings1.jpg

Тогда был предложен вариант полукруглой обмотки, получаемой путем шлифования наружной поверхности круглой обмотки. Обладая более мягким ходом и средним по яркости звуком, они получили свое признание у любителей безладового баса, предпочитающих более яркий звук, чем у плоских струн, и, в то же время, щадящих свой гриф.

В настоящее время производством струн занимается большое количество фирм, среди которых существует сильнейшая конкуренция. Несмотря на всякого рода нововведения, предлагаемые различными компаниями, сохраняется устойчивый спрос на традиционные типы струн. Вот почему в ассортименте большинства производителей можно встретить практически все существующие с давнишних времен модификации. 

Станок для ручной намотки струн 1913 года

http://www.guitar.ru/articles/strings/bass/strmchn1.jpg

Различия касаются, в основном, технологии производства. И здесь до сих пор не утихает спор между сторонниками ручного и машинного способа изготовления струн. Понятно, что первый из них появился гораздо раньше и может считаться более традиционным. La Bella, например, "мотает" свои струны вот уже более 350 лет. Сторонники ручного труда говорят о струнах как об уникальных произведениях искусства, чья уникальность может быть достигнута только ручным способом, подчеркивая авторскую роль мастера. Однако доводы типа "старый конь борозды не портит" не впечатляют таких производителей, как D'Addario и SIT, которые не видят никаких реальных преимуществ ручной технологии. К тому же, контроль качества даже на самой современной автоматизированной линии не обходится без участия живого человека. Такие крупные производители струн, как D'Addario или D'Aquisto, кроме самих струн занимаются также разработкой и производством машин для их изготовления с использованием высоких технологий и микроэлектроники. Тем не менее, никто, в свою очередь, еще не доказал, что машина может делать более хорошие струны, чем человек. Спор продолжается.

Современный станок для автоматической намотки сразу нескольких слоев обмотки

http://www.guitar.ru/articles/strings/bass/strmchn2.jpg

Между тем, разработки, ведущиеся на протяжении всей истории развития этой отрасли, создали целый ряд технологических нюансов, получивших свое применение и своих почитателей.

Всем известно, что звук возникает в результате колебания струны. Чтобы этот звук обладал должной музыкальностью, необходимо присутствие в нем "правильных" обертонов. Кроме того, струна должна обладать определенными механическими свойствами. Поэтому басовые струны не делают из цельного стального провода, а все они состоят из центральной жилы и одной или нескольких обмоток. Вот тут и возникает вопрос о соотношении диаметра сердцевины и толщины обмотки. Готовых рецептов нет. Каждая компания сама подбирает эти величины, руководствуясь своими соображениями.

http://www.guitar.ru/articles/strings/bass/strings2.jpg

Одни производители предпочитают тонкую центральную жилу с толстой обмоткой, объясняя, что так достигается большая яркость звучания. Действительно, с тонкой сердцевиной подвижность струны больше и звук ярче, но при этом теряется сустейн и громкость, да и строй такая струна держит хуже.

Соотношение центральной жилы и обмотки влияет также и на чувствительность струны. Многие фирмы и музыканты называют это "натяжением". На самом деле, оно складывается из двух показателей: гибкости самой струны и той силы, которая необходима для натяжения струны на должную высоту. Струна с толстой сердцевиной будет более тугой и упругой, чем струна такого же диаметра, но с тонкой центральной жилой и более толстой обмоткой.

Производители тратят уйму времени и энергии на поиск оптимальной чувствительности не только для каждой струны, но и для всего комплекта.

Еще одним плацдармом для экспериментов является сечение центральной жилы. Большинство фирм (Rotosound, SIT и др.) используют провод с гексагональным сечением. Это, по их мнению, придает дополнительную яркость и стабильность струне за счет того, что обмотка надежнее "цепляется" за углы сердцевины. Другие, например, DR и Stringer, предпочитают круглое сечение. Их доводы не менее убедительны. Они настаивают на том, что к круглой сердцевине обмотка прилегает плотнее, без зазоров, что не только положительно влияет на плотность звука, но и препятствует скоплению грязи и пыли, а, следовательно, продлевает струнам жизнь. Проблема же в том, что вокруг круглой жилы обмотка может проворачиваться. Поэтому компании, использующие круглую сердцевину, идут на всякого рода ухищрения, способствующие дополнительной фиксации обмотки (всевозможные спилы и насечки в определенных участках).

Многие фирмы подвергают свои струны дополнительным манипуляциям уже после намотки. В частности, уже упоминались струны с полукруглой обмоткой. Их выпускают почти все компании. Кроме того, существуют еще так называемые струны с компрессионной обмоткой. При такой технологии струны пропускают через специальные ролики, которые спрессовывают витки обмотки, уплотняя их относительно друг друга. Таким образом, при той же длине число витков у таких струн больше, а, следовательно, больше плотность и меньше лишних зазоров. В Alembic'е, однако, выступают против всякой обработки готовых струн, считая, что это приводит к лишней деформации металла, поэтому с той же целью там применяют обмоточный провод с овальным сечением.

http://www.guitar.ru/articles/strings/bass/strings3.jpg

В начале 70-х Rotosaund предложила басовые струны, у которых обмотка заканчивалась непосредственно перед струнодержателем, обнажая центральную жилу. Это позволяло увеличить подвижность и сустейн струны. Хотя Rotosound до сих пор владеет патентом на струны с открытой центральной жилой, многие фирмы наладили выпуск "суживающихся к концу" струн, у которых над струнодержателем проходит только один слой обмотки (Trace Elliot).

Джим Д'Аддарио категорически возражает против такого подхода. По его мнению, чтобы струна создавала равномерные колебания, она должна быть одинаковой по толщине на всем своем протяжении. О также считает, что по той же причине от струн с суживающейся обмоткой практически невозможно добиться абсолютного строя.

Как видно, сколько фирм - столько и мнений. Можно долго спорить, но как музыканту, ищущему желанный звук, сделать свой выбор? А только методом проб и выброшенных денег. Но давайте рассмотрим факты, которые хотя бы помогут сузить круг поиска.

Факт 1: Такое обилие различных моделей и комплектов говорит о том, что идеальных струн нет. Поэтому нужно подумать, что для Вас имеет наибольшее значение: сустейн, атака, яркость, жесткость, глубина звука, или то, что они золотые:), исходя из этого и выбирать.

Факт 2: Большинство моделей струн, выпускаемых разными компаниями, практически идентичны. Например, если Вы захотите приобрести стальные струны с круглой обмоткой, то их выпускают все фирмы (конечно, все они не звучат одинаково, но результат примерно прогнозируем). Остается только перепробовать все возможные и остановиться на понравившихся больше всего:). Другое дело, если хочется чего-то экзотического. Это может, правда, будет и труднее достать, но поиск предельно сужается.

Факт 3: Как бы не было много фирм, выпускающих струны под своими торговыми знаками, реальное количество фабрик по их изготовлению гораздо меньше (к фирмам, имеющим свои фабрики можно отнести, например, D'Addario, GHS; они же еще и выпускают "чужие" струны). Получается, что две, три, четыре и т. д. совершенно разные компании делают свои струны на одной фабрике. Конечно, это не означает, что одни и те же струны упаковываются в разные коробочки и пакетики. Различия могут затрагивать производственные линии, технологии, иногда и сырье. Так, например, Alembic специально поставляет проволоку, которая не используется ни одним из других заказчиков. Фабрика - это ведь только изготовитель, а разработчиком является фирма-заказчик. Кроме того, заказчики дополнительно проверяют качество продукции после ее получения с фабрики и перед реализацией. Главный вывод, который можно из этого сделать, состоит в том, что раз несколько крупных предприятий выпускает струны для множества других фирм, как средних, так и мелких, значит качество продукции будет примерно одного, высокого, уровня.

Факт 4: Как бы дополняет предыдущий. Поставщиков сырья, главным образом, специальной проволоки, еще меньше, чем непосредственных производителей. И тут уж точно может быть, что струны разных фирм "мотаются" из одной и той же проволоки, на одной и той же фабрике (зато, скажем, по разным рецептам).

0

2

Сага о нейлоновых струнах

Традиционное мнение о "нейлоне" - это струны для начинающих, для тех, кто не хочет иметь мозоли на левой руке. Так ли это? В последние несколько месяцев в гитарных форумах Рунета старательно муссируются темы, касаемые нейлоновых струн. Мы решили написать собственный вариант саги о нейлоновых струнах, попутно ответив на большинство вопросов, задаваемых обычно в форумах. О материалах, о натяжении, о выборе струн и о многом другом...

Что такое нейлоновые струны?

Три первые струны ("голоса" или "trebles") представляют собой калиброванную нейлоновую леску. Современная струна изготовлена из различных полимеров и сополимеров на основе нейлона. Сырье для производства струн изготавливается большими химическими концернами Kureha, Mitsubishi, Du Pont, Bayer и другими. Оно состоит из крошечных шаров. Для изготовления струнной лески сырье нагревают и пропускают через отверстия определенного диаметра. Нити протягивают по специальным роликам и охлаждают в соответствии со специальным термическим режимом, что придает им необходимую жесткость и упругость. В процессе изготовления леску пропитывают специальными компонентами, которые занимают место между молекулами нейлона и предотвращают поглощение воды струной, увеличивают прочность и долговечность мононити. Теоретически, цвет таких струн за счет добавок может быть абсолютно любым.

Три басовые струны ("басы" или "basses") сделаны на мультифиламентной (состоящей из большого числа тонких нитей) крученой синтетической основе. Иногда эту основу называют Floss Nylon (нитяной нейлон). Традиционной обмоткой для них является посеребренная медная проволока. Серебряное покрытие толщиной в тысячные доли миллиметра улучшает звучание сравнительно глухой меди и очень приятно смотрится, однако со временем вытирается от прикосновений пальцев и "краснеет". Иногда в качестве материала обмотки применяют сплавы серебра и меди, где доля серебра составляет 30-40% и обязательно присутствует цинк, но это менее практично и более дорого, поэтому вариант с тонким серебряным покрытием в качестве компромисса устраивает всех - и музыкантов, и производителей струн. Используют и золото, но это еще дороже. Некоторые фирмы с успехом используют в качестве обмотки и другие медесодержащие сплавы, несколько уступающие в звучании посеребренной меде, но зато намного превосходящие ее своей долговечностью.

Натяжение нейлоновых струн.

Натяжение гитарных струн на синтетической основе (для классической гитары) определяется исходя из сечений струн (как и для металлических струн). При этом различие в натяжении струн разного размера незначительно. Сей факт связан с тем, что мензура самого инструмента устоялась и составляет около 650 мм, а также с тем, что нейлон легче стали более чем в семь раз. Отклонение по диаметру лески для первых трех струн даже на 0,002 дюйма (0,05мм) уже не является существенным для натяжения струны, более важно контролировать неизменность диаметра отдельной струны по всей ее длине.

Несмотря на то, что различные нейлоновые струны имеет разный диаметр, толщины нейлоновых струн на упаковках западных производителей обычно не указываются. Вместо них используют следующую классификацию:

Normal/Regular Tension - нормальное натяжение;
High/Hard Tension - сильное натяжение;
Extra High/Extra Hard Tension - очень сильное натяжение.
Именно такие надписи (или их вариации) можно обнаружить на упаковке со струнами. Иногда вместе с классификацией по натяжению производители указывают на упаковках и набор толщин струн, входящих в комплект. Какую-то закономерность соотношения толщин и натяжения здесь сложно обнаружить, особенно если говорить о "голых" струнах. Для "чистого нейлона" (Clear/Crystal Nylon) толщина первой струны 0,028-0,029 дюйма обычно соответствует сильному натяжению. Ряд производителей предлагают в продажу гибридные наборы (например, басы - High Tension, голоса - Normal Tension), в этом случае толщины 1, 4 (2, 5 и 3,6) струн могут быть практически равны. Необходимо отметить, что натяжение (и толщина) струн на основе мононити сильно зависит от состава компонентов, используемых при ее изготовлении. Так, например, поликарбонатные добавки позволяют сохранить натяжение струны при уменьшении ее толщины (на упаковке это иногда отражается как Carbon).

Как натяжение струны отражается на ее звуке?

Общее правило - чем сильнее натяжение, тем сочнее и громче звук, тем богаче его тембр. И, соответственно, чем тоньше струна при равном натяжении, тем более звонко она звучит.

На какие гитары можно ставить нейлоновые струны?

Нейлоновые струны по своему натяжению изначально предназначены для установки на классических гитарах с вклеенным грифом (т.е. предполагается определенный уровень качества инструмента). Крепление грифа на винте сильно ухудшает звукопередачу инструмента, это одна из основных причин, почему отечественные фабричные гитары "не любят" нейлоновые струны. Для металлических струн это не так важно, они рассчитаны на более сильное натяжение, проблема же с высотой струн над грифом при этом полностью устраняется.

Несмотря на теорию, на практике многие владельцы отечественных фабричных инструментов все-таки ставят на свои гитары нейлоновые струны. В данном случае, определяющим фактором комфорта является высота струн над грифом гитары - расстояние между струнами и двенадцатым ладовым порожком. В случае применения нейлоновых струн это расстояние должно составлять 4,0..5,0 мм. В любом случае, при регулировке высоты необходимо следить за тем, чтобы нейлоновые струны при игре не дребезжали о ладовые перегородки - в противном случае высоту необходимо увеличить еще больше. Но это именно "особый" случай.

Также не рекомендуется ставить нейлоновые струны на гитары вестерн-типа (фолк-гитары) - они рассчитаны на более сильное натяжение металлических струн и вряд ли будут звучать.

Какие нейлоновые струны выбрать?

Типичный выбор гитариста-профессионала - струны сильного натяжения (High Tension) с посеребренной обмоткой. Начинающим гитаристам преподаватели обычно рекомендуют ставить струны нормального натяжения, играть на них легче, хотя тех нюансов звукоизвлечения, которые доступны на нейлоне сильного натяжения, на них не получить. Также можно посоветовать не устанавливать посеребренные струны на низкокачественные гитары. Особое внимание обратите на лады. Если шлифовка ладов оставляет желать лучшего, но хочется поставить все-таки нейлоновые струны, то оптимальный выбор - струны с медной (или на основе медных сплавов) оплеткой. "Проживут" они подольше, хотя звук у них изначально менее яркий.

При выборе "голосов" определяющим фактором является качество их обработки. Различают полированную и шлифованную (матовую) поверхность, каждая обладает своими "звуковыми" нюансами. Наибольше распространение получили полированные струны. Связано это с тем, что они издают меньше призвуков при быстрых пассажах.

"Даешь конкретные модели струн!", - скажете вы. Увы, выбор определенной модели нейлоновых струн - вопрос особо деликатный, поэтому, если у вас имеется другое мнение по этому поводу, просим высказать ваши мысли в форуме. Тем не менее, для классической гитары мы рискнем порекомендовать следующие модели струн в ценовом диапазоне 120-150 рублей:

Virtuozo Classic

http://www.guitar.ru/articles/strings/nylon/virtuozo.jpg

SAVA

http://www.guitar.ru/articles/strings/nylon/sava.gif

Все эти струны производятся за рубежом на известных фабриках, но упаковка производится у нас в России. Данные модели являются на сегодняшний день наиболее оптимальным выбором по соотношению цена/качество среди струн с посеребряной обмоткой.

Мы сознательно не упоминаем раскрученные "народные марки" вроде Savarez, Pyramid, D'Addario, La Bella и др. Дело в том, что цепочка посредников по этим струнам настолько велика, что стоимость этих струн в магазинах попадает в запредельный диапазон (выше 200 рублей), т.е. явно страдает соотношение цена/качество. Тем не менее, если у вас возможность покупать эти струны по дилерским ценам - пробуйте, среди струн этих производителей безусловно есть, что выбрать.

Как долго "тянутся" нейлоновые струны после установки?

Беда подстерегает музыканта сразу после установки нейлоновых струн. Они "тянутся" настолько, что первые 1-2 дня игра на гитаре превращается в процесс перманентной настройки. В особых случаях (зависящих от производителя), процесс вытяжки может затянуться на больший срок. Чтобы струны перестало "вести" после установки, при первой настройке их необходимо растянуть посильнее. Обычно после установки струн гитару настраивают на 1-1,5 тона выше и ставят на стойку. Через пару часов настройку повторяют. Хотя, в принципе, следует знать о том, что любая перетяжка струны относительно нормального натяжения сокращает срок ее службы. Другой совет - при установке струн постараться, чтобы на колке оказалось как можно меньше свободных витков струны. Простейший способ достичь этого - "перехлестнуть" второй виток над первым, чтобы он его удерживал (что-то слегка похожее на то, как завязываются струны на подставке).

Как часто приходится менять нейлоновые струны?

К сожалению, нейлон - штука тонкая и недолговечная. Говоря о сроке службы струн с посеребренной обмоткой (4, 5, 6 струны), следует признать, что они недолговечны в силу своего устройства и их необходимо периодически менять. Особенно часто подводит четвертая струна - истирается покрытие, пробивается обмотка. Производители частенько вкладывают именно четвертую дополнительную струну в комплект нейлоновых струн. Но как показывает практика, реальной пользы это не приносит. При не очень активной игре посеребренные струны держатся несколько месяцев, постепенно превращаясь в "веревки". При активной игре (4-5 часов в день) такие струны живут 2-3 недели. Струны с медной (или на основе медных сплавов) оплеткой служат подольше, но звук у них изначально менее яркий.

Обмотка басовых струн сама по себе имеет ряд несовершенств. Во-первых, она деформируется в местах соприкосновения с ладами гитары, что уплотняет витки в этих зонах и мешает струне совершать правильные колебания. Также, она загрязняется при попадании пота от пальцев между витками обмотки струны. И, наконец, в процессе колебаний происходит постепенное отслоение обмотки от основы, а здесь достаточно даже микроскопических величин, чтобы струна потеряла свой первоначальный тембр и начала глохнуть. Почти всегда можно сказать, что чем богаче тембр басовой струны и чем она чувствительнее, тем меньше срок ее службы.

"Голоса" (1, 2, 3 струны) имеют больший срок службы. По сведениям, приведенным в американском журнале "Guitar World", струны без обмотки сохраняют тембр в среднем в 3 раза дольше.

Соответственно, менять нейлоновые струны рекомендуется либо полукомплектами (по три струны: все "басовые" или все "голоса"), либо весь комплект целиком. Отдельные струны менять не рекомендуется. Если это и делать, то только в самом начале срока службы комплекта. Не верите? Ради интереса попробуйте поставить одну новую четвертую струну вместо порванной старой после трех месяцев ее активной эксплуатации. Тембры басовых струн будут очень сильно различаться. И еще нюанс. Иногда изготовители (упаковщики) струн собирают комплект из полукомплектов от различных производителей. Скажем басовые струны - это Savarez, а три первые (чистый нейлон) - от другого производителя. Сие - нормальная практика. Поэтому не стесняйтесь экспериментировать, вполне реально менять струны полукомплектами от разных производителей, главное - чтобы производители находились в одной весовой категории. В России некоторые производители продают струны полукомплектами. Так, например, Martin Strings (под маркой Virtuozo) можно покупать полукомплектами на сайте struna.ru.

К сожалению, не каждый может себе позволить менять струны так часто, и многие гитаристы для продления жизни струн пользуются различными специальными очистителями для них. Среди прочих способов увеличения срока службы нейлоновых струн можно назвать следующие:

тщательно подходить к выбору струн (и производителя);
не перетягивать струны при настройке (исключая период растяжки струн);
следить за состоянием ладов вашей гитары;
не играть на гитаре грязными пальцами;
следить за ногтями (если вы используете ногтевой способ звукоизвлечения);
не "лупить" по струнам и не оттягивать их что есть силы от грифа;
после игры протирать нейлоновые струны с обмоткой от жира пальцев (водкой, спиртом, либо специальным очистителем).
Следует отметить, что срок службы струн сильно зависит от музыканта и манеры его игры, от того, насколько часто он моет свои руки, да и вообще, бережно относится к своему инструменту. Один мой приятель играет на нейлоне толстенным медиатором, экспрессивно оттягивает струны от грифа, делает бэнды на полтора тона - при этом умудряется "убивать" струны за 2 недели. С другим случилась иная беда - обмотка четвертой струны всегда "пробивалась" в одном месте на втором ладу. Он отнес гитару к мастеру, лад немного подшлифовали - струны стали жить больше.

Условия хранения нейлоновых струн.

Герметичная упаковка - залог здоровья струн. Обращайте на это внимание при их покупке. Повышенная влажность и температура пагубно отражается на состоянии струн - поверхность обмотки тускнеет, а нейлон впитывает влагу и меняет цвет. Впрочем, существует фактор, от которого нейлоновые струны не спасет ни одна герметичная упаковка. Это - мороз! Со слов одного дистрибьютера, пару лет назад к нам в Россию попала партия нейлона D'Addario, которая в процессе перевозки (или растаможивания) умудрилась перезимовать в контейнере. Естественно, пару раз успела быть подвергнутой термической обработке холодом. И вроде бы все прекрасно - внешний вид сильно не пострадал, но ставишь такие струны на гитару и понимаешь - что это уже не струны, а "веревки" - звук совершенно не тот, который ожидаешь.

Заключение

Выбор нейлоновых струн - выбор ценителя. У "нейлона" есть свои несомненные достоинства: теплота звучания, множество тембральных оттенков, огромное количество нюансов звукоизвлечения. Но к нему нужно привыкать. Правда, привыкнув один раз, очень сложно от него отказаться. Не зря многие гитаристы-профессионалы имеют в своем арсенале гитару (не обязательно классическую) с нейлоновыми струнами. Al di Meola, например, играет на нейлоне медиатором, использует подтяжки. Неужели кому-то покажется, что он играет "пластмассово"?

0

3

Выбор струн для акустических гитар

На заметку непрофессиональному гитаристу (и в целях народного просвещения).

При выборе струн, как впрочем и при выборе любого музыкального инструмента, необходимо отдавать себе отчет в том, что в этом деле все очень индивидуально, поэтому на чужое мнение целиком полагаться не стоит, включая продавцов в музыкальных магазинах. Не погрешу против истины, если скажу, что за свою жизнь любой гитарист со стажем перепробует ни один десяток разных струн и поменяет свое мнение о струнах не один раз. Поэтому данная статья призвана не столько дать рекомендации по выбору конкретных марок струн, сколько познакомить читателей с их современными видами и принципиальными конструктивными отличиями. В отношении однотипных струн разных производителей можно смело утверждать, что выбор в пользу той или иной модели может быть сделан музыкантом лишь на основании собственного опыта..

Вначале немного о том, что из себя представляет струна. В принципе, струной можно считать любую нить или проволоку с намоткой или без, если при игре она не рвется и не слишком вытягивается. Когда-то, когда еще не было ни гитар, ни скрипок, наши далекие предки играли на не имевших обмотки жильных (сделанных из сухожилий животных), кишечных (сделанных из кишок животных), шелковых, бронзовых, медных и струнах, изготовленных из растительного сырья. Кишечные струны без обмотки пережили все остальные, дожив до наших дней, но в силу ряда причин сейчас их лишь изредка можно встретить на арфах да еще старинных инструментах в ансамблях средневековой музыки. Обмотка на струнах появилась лишь в конце XVIII - начале XIX в.в. Она позволила улучшить тембр басовых струн, одновременно снижая их натяжение, что облегчило исполнение, обогатило технические возможности и тембр большинства музыкальных инструментов того времени. Тогда же, с изобретением рояля, появляются первые струны на стальной основе, позднее нашедшие применение и для других инструментов. XX век чрезвычайно расширил гамму видов струн, прибавив к уже существующим много новых: синтетические, на стальном тросике, с многослойной и профильной обмоткой (плоской или полукруглой), биметаллические (соединяющие в себе два и более материала), комбинированные и др. Попробуем разобраться, чем определяется необходимость такого разнообразия.

Виды струн

Кишечные струны - (повсеместно неверно называются "жильными"), как уже отмечалось выше, делают из кишок животных (в России не производятся). Несмотря на то, что в последнее время заграницей их научились лучше защищать от внешних воздействий, на инструментах с металлическими ладами они долго не держатся. Они также имеют неприятную способность терять свои качества в условиях повышенной температуры и влажности, в том числе от пота пальцев. И хотя кишечные струны привозят в Россию частным образом любители старинной средневековой музыки, в продаже они почти не встречаются.

Синтетические струны - используются только для "классической гитары". Они также рекомендуются для начинающих из-за своей мягкости. В середине XX века эти струны пришли на смену нестойким кишечным. Три верхних струны гитарного комплекта – это синтетическая нейлоновая леска. Другие три басовых струны изготовлены на полифиламентной (состоящей из большого числа нитей) синтетической основе из того же нейлона с поверхностной проволочной обмоткой. Традиционным материалом обмотки для них является проволока круглого профиля (round wound) из посеребренной меди. Серебряное покрытие в несколько тысячных долей миллиметра не только хорошо смотрится, но и улучшает звучание сравнительно глухой меди, хотя и довольно быстро истирается. При этом сама медь, в силу природной мягкости, со временем пробивается в местах контакта с ладами гитары. В последнее время многие фирмы с успехом используют в качестве обмотки синтетических струн другие медесодержащие сплавы (например, посеребренную или чистую латунь и фосфорную бронзу), которые заметно превосходят по долговечности посеребренную медь.

Синтетические струны повышенной плотности изготовлены из изобретенного в конце XX века в Японии нового синтетического материала карбона (или по-другому - флюро-карбона). Поскольку плотность карбона выше, чем у нейлона на 30-90% (в зависимости от конкретной марки материала), при том же натяжении, что и нейлоновые, верхние струны классической гитары из карбоновой лески обладают более тонкими диаметрами. Так, например, 3-я гитарная струна "соль" на карбоне будет иметь диаметр 0,85-0,92мм вместо 1,00мм.

http://www.guitar.ru/articles/strings/string_choice/nylon_carbon_crosses.gif

относительное сравнение сечений гитарных струн из карбона и нейлона 1-я струна "ми" карбон - 0,48 мм (у нейлона - 0,70 мм); 2-я струна "си" карбон - 0,67 мм (у нейлона - 0,80мм); 3-я струна "соль" карбон - 0,87мм (у нейлона - 1,00мм).

Карбоновые струны имеют перед нейлоном преимущество в лучшей сопротивляемости износу, но их самым главным достоинством является большая звонкость. Их единственный недостаток - это заметно более высокая стоимость. Леска из карбона дороже самой лучшей нейлоновой в 5-7 раз, что, возможно, связано с тем, что выпуск этих струн еще не приобрел массового характера. Басовые струны комплектов с карбоновой леской могут изготавливаться как с применением карбонового волокна, так и с использованием традиционного нейлонового, поскольку различие в звонкости у витых струн менее ощутимо, чем у лески.

Струны на стальной монолитной основе используются очень широко в эстрадной музыке, там, где в звуке больше ценится звонкость (“металл”). Эти струны имеют большее натяжение, по сравнению с синтетическими, и ставятся на гитары другой, усиленной конструкции (западные модели "вестерн", "джамбо" или российские гитары с изменяемой высотой грифа). Основой этих струн служит высокоуглеродистая сталь, превосходящая по прочности и упругости все марки пружинной стали, которая используется в "голом виде" для верхних двух или трех струн. В качестве обмотки стальных струн применяются, как правило, сплавы на основе меди, реже нержавеющей стали или никеля. Чаще прочих применяются различные марки латуни (в американской традиции называемые бронзой), а также фосфорная бронза. Материал обмотки различается по твердости и упругости, придавая колебаниям струн различный характер, что отражается на звучании инструмента. Профиль обмотки "витых" струн также бывает разным, но самым распространенным все же является так называемая "круглая обмотка"/"round wound", которая обеспечивает струнам максимальную звонкость, особенно заметную в первый период после установки. Отметим, что сегодня в России среди любителей очень популярны струны отечественного производства на стальной основе с обмоткой из посеребренной меди, что в большой степени связано с плохой информированностью музыкантов о недостатках таких струн. Дело в том, что стальная основа не позволяет витой струне огибать гитарный лад так, как это имеет место на синтетике, отчего струны с мягкой посеребренной медью в несколько раз быстрее выходят из строя, чем имеющие обмотку из фосфорной бронзы, латуни, нержавеющей стали и т.п., не имея при этом никаких преимуществ по звучанию. Что касается разновидностей стальных струн с плоской или с полукруглой обмоткой ("flat wound", "half-round wound"), лежащей плоской стороной наружу, то такие струны при смене позиций не имеют характерного для струн с "круглой обмоткой" свиста пальцев о витки намотки. Эти струны дают менее яркий звук, что особенно заметно в первый период после их установки, но их за это и любят ставить некоторые гитаристы, а особенно те, которым приходится записываться на студии через микрофон. Предпочитают их и те исполнители, которых сильно раздражает изменение во времени тембра струн с круглой обмоткой, вызванного постепенным сплющиванием обмотки в местах контакта с ладами.

На пороге XXI-го века в США были разработаны два новых вида стальных струн с синтетической оболочкой басовых струн. Первый вид отличает то, что сверху над традиционной металлической круглой обмоткой положена тонкая ленточная обмотка из синтетического материала. Она призвана защитить витую струну от проникновения пота и грязи от пальцев между витками обмотки, а также замедлить сплющивание витков обмотки струн при контакте с ладами. Второй вид струн отличается от первого тем, что здесь уже сама обмоточная проволока заключена в оболочку из пластика, отчего межвитковые зазоры обмотки меньше застрахованы от попадания пота и грязи, но от пробоя витков эта конструкция защищает не хуже, а возможно даже лучше, чем первая. И та и другая идеи вполне хороши, особенно для тех гитаристов, которые хотели бы максимально продлить срок службы витых струн, а особенно для тех, кто обладает от природы едким химическим составом пота, способным разъедать металл обмотки. Однако помимо заметно более высокой стоимости, струны в пластиковой оболочке лишены того переливчатого ("бриллиантового", как говорят профессионалы) призвука, характерного для струн с круглой обмоткой в первые часы игры, который настолько ценится профессиональными гитаристами, что ради одного этого они готовы ставить новый комплект струн на каждый концерт или студийную сессию.

Струны на стальном тросике стали привозить в Россию буквально последние 2-3 года. Производители представляют их как струны для классической гитары (видимо из-за их мягкости), но скорее это все-таки промежуточные струны между нейлоном и сталью, так как установленные на инструмент они сразу поражают классических гитаристов тем, что практически не тянутся и быстро меняют высотность при минимальном повороте колков, что свойственно как раз струнам на стальной основе. Пока даже в Москве эти струны встречаются достаточно редко из-за невысокой востребованности - они достаточно дороги и слишком необычны/непривычны.

О мензурах гитар

Для всех разновидностей гитарных струн существует множество типоразмеров, что обуславливается разнообразными требованиями музыкантов, конструкцией и мензурой их инструментов. О последнем чуть подробнее. В отличие от смычковых инструментов, где рабочая длинна струн полного (4/4) инструмента одинаковая, гитары могут довольно сильно отличаться своей мензурой. Встречаются инструменты с мензурой от 610 мм до 674 мм, на которых один и тот же комплект струн будет иметь разное натяжение. Чтобы получить идентичное натяжение струн, для более короткой гитары следует брать более тяжелые (почти всегда более толстые) струны. В последнее время стандартной мензурой гитары все чаще считают размер 648-650мм, хотя у автора этой статьи есть своя точка зрение на то, какой должна быть точная мензура гитары, о чем можно прочесть в статье Стандартизация мензур струнных инструментов и методика их вычисления.

О натяжении струн

Натяжение струн гитаристы, играющие "на металле" привыкли определять по номеру первой струны, указанной в тысячных долях дюйма. Например, комплект струн на стальной основе №10, это комплект у которого первая струна имеет диаметр 0,010 дюйма=0,254 мм. Однако мало кто обращает внимание на диаметры басовых струн, и напрасно. Американские струны для акустических гитар на стальной основе, представленные в России очень широко, как правило, рассчитаны на инструменты, на которых играют медиатором. Эти комплекты предусматривают более сильное натяжение басовых струн, чем традиционно предпочитает большинство российских исполнителей, часто играющих пальцами в правой руке, имеющих инструменты другой конструкции и скорее отдающих предпочтение не громкости звука, а богатству его тембра и долгому "сустейну", т.е. длительности звучания, присущие струнам с меньшим натяжением.

http://www.guitar.ru/articles/strings/string_choice/gm.jpg

График демонстрирует натяжение двух типов стальных струн для шестиструнной гитары. Различия касаются только "басовых" струн с обмоткой, начиная с третьей. Верхний график демонстрирует натяжение “громких” струн, нижний - менее громких, но с бо'льшим "сустейном", а также более богатых тембрально.

Натяжение гитарных струн на синтетической основе также определяется исходя из сечений струн. При этом важно понимать, что сравнивать по сечениям можно только однородные материалы - например, нейлон с нейлоном, карбон с карбоном. Сравнивать нейлон с карбоном по диаметрам неправомерно из-за разницы в плотности между этими материалами. При этом отметим, что различие в натяжении нейлоновой лески разного диаметра мизерно - даже различие в 0,002 дюйма/0,05мм не является существенным для натяжения струн, т.к. нейлон легче стали почти в 8 раз. При сравнении лески из карбона та же разница в 2 тысячных дюйма будет чуть больше - опять же из-за его большей плотности.

Выводы

При выборе струн главным образом необходимо отталкиваться от того какое звучание (тембр) нравится лично Вам, каким инструментом Вы располагаете и даже то, какую музыку Вы исполняете. Начинающему гитаристу, совершенно не имеющему опыта, при выборе струн весьма приблизительно можно посоветовать следующее:

если Вам нравится классическое звучание испанской гитары или в силу каких-либо причин вам подходят только мягкие струны – стоит остановить свой выбор на синтетических струнах (нейлон/карбон), но ставить их следует только на гитару классического типа, иначе звук будет слишком слабым и тусклым;
тем, кому важна сила звука и звонкость, и у кого крупный, американского типа инструмент ("вестерн"/"джамбо") с более низкой посадкой струн над грифом, следует предпочитать струны на стальной основе не ниже №11 (правда, при этом требуются сильные пальцы);
тому, кто не хочет иметь на пальцах левой руки толстые мозоли, но кого не устраивает несколько “пластмассовое” звучание синтетических струн, можно посоветовать ставить струны на тросике или на стальной основе с низким натяжением №№9 и 10. При этом возможно придется немного увеличить высоту струн (главным образом басовых) над грифом за счет высоты нижнего порожка, поскольку мягкие, а точнее, легкие струны имеют больший диапазон колебаний и могут задевать при игре лады при форсированном звукоизвлечении.
И еще один совет начинающим гитаристам – всегда настраивайте струны по камертону. Помимо того, что неправильно настроенный инструмент не может полноценно звучать, при перетяжке вы рискуете его испортить. Струны при длительном выдерживании с перетяжкой могут, если и не порваться, то вытянуться, и в правильном строе звучать станут хуже. Слабое натяжение также нежелательно, поскольку звук будет менее громким и звонким, а строй будет "плыть". Даже самые дорогие "навороченные" струны в неправильном строе будут звучать хуже, чем простые, но правильно настроенные и подобранные под инструмент и руки конкретного исполнителя.

0

4

Англо-русский толковый словарь по струнам

80/20, 85/15, 90/10, 92/8 - процентное отношение между медью и цинком/оловом в материале, служащим обмоткой витых струн гитары. Медь всегда составляет большую часть сплава - чем ее меньше, тем более жёлтый цвет у сплава и тем, как правило, он твёрже.

A - ЛЯ (нота настройки).
Alloy - сплав.

B - СИ (нота настройки).
Ballend - шариковый наконечник; головка на конце струны для удобства крепежа на инструменте.
Ballend Nylon - нейлон с шариковым наконечником; вместо традиционной петли для крепежа струны в классической гитаре используется головка.
Basses - басы; нижние струны гитары с обмоткой. Blue grass - блю-грасс - направление в американской музыке кантри; толстые стальные струны с большим натяжением.
Bronze - бронза; материал на основе меди, используемый для обмотки струн.

C - ДО (нота настройки).
Cello - виолончель. Core - керн (основа струны); различают жильный, синтетический, стальной и т.п. керны.

D - РЕ (нота настройки).
Diameter - диаметр; толщина струны. Размер может быть указан в дюймах (inch) и миллиметрах (mm).

E - МИ (нота настройки).

F - ФА (нота настройки).
Flоss Nylon - нитяной нейлон; мультифиламентный (состоящий из большого числа микронитей) нейлон, используемый в качестве основы витых струн классической гитары.

G - СОЛЬ (нота настройки).
Gauge - толщина/размер. Часто данный термин используется как синоним слова Tension. Guitar - гитара. 1. acoustic guitar - акустическая гитара; тип шестиструнной гитары со стальными струнами. 2. bass guitar - бас-гитара; струнный электрический инструмент, имеющий строй контрабаса. Встречаются инструменты с пятью и шестью струнами. 3. classical/classic guitar - классическая гитара; тип шестиструнной гитары с нейлоновыми струнами. 4. electric guitar - электрогитара; тип шестиструнной гитары со стальными струнами, снабженной электрическими звукоснимателями.
Gut - кишка/жилка; натуральная основа струн; в настоящее время применяется в основном для струн смычковых инструментов.

Hand Made - сделано вручную; способ изготовления струн без применения автоматической машинной технологии.
Hex Core - шестигранный керн; одиночная стальная основа струны, имеющая в сечении шестигранник; используется для удержания обмотки струны от раскручивания.
High Carbon Steel - см. Steel.

Inch - дюйм; линейный размер, применяется для указания диаметров струн и длин мензур; для перевода указанного размера в миллиметры нужно умножить его на 25,4.

Lb/Lbs - фунт/фунты; применяется при указании натяжения струн; один торговый фунт равен 453,6 г. Чтобы получить значение натяжения в килограммах, необходимо умножить число в фунтах на 0,4536.
Lock twist - петля с замком; тип петли для стальных струн, оканчивающейся несколькими перпендикулярными витками, служащими для гарантированного удержания петли от раскручивания.
Loop - петля; исполнение окончания струны; петля используется для некоторых видов скрипичных и народных струн, в силу особенностей конструкции инструментов.

Mono-filament Nylon - монофиламентный (представляющий собой одиночную нить) нейлон; нейлоновая леска для верхних струн классической гитары.

Nickel Wound - обмотка из никеля. Подавляющее большинство выпускаемых струн на самом деле имеют обмотку из стального сплава с 8-10% гальваническим покрытием чистого никеля. Сталь является хорошим возбудителем магнитной катушки звукоснимателя, а никель является декоративным материалом, отвечает за антикоррозионные свойства и поверхностную мягкость, сберегающую гитарные лады от износа. 1. pure nickel wound - обмотка из чистого никеля.
Nylon - нейлон; группа синтетических материалов для производства струн. Различают нейлоновую леску и полифиламентную нить из нейлона. Первая используется в качестве "голой" струны для классической гитары, вторая - в качестве основы витых струн (для классической гитары и некоторых видов струн смычковых инструментов).

Phosphor Bronze - фосфорная (фосфористая) бронза; пружинистый материал на основе меди для обмотки басовых струн гитары, позволяющий удлинить срок жизни витых струн, придать их звучанию несколько большую длительность и дольше сохранять их первичный "бриллиантовый" тембр.
Pitch - стандарт (точная нота) настройки.
Plain string - струна без обмотки ("голая" струна).
Polish - шлифовка; операция обработки витой струны абразивными материалами для получения плоской внешней поверхности.

Rope Core - тросовый (веревочный) керн; стальная, сплетенная из нескольких микронитей, основа струны.

Set - комплект (полный комплект струн).
Scale/Scale length - мензура/длина мензуры; размер звучащей длины струны в дюймах или миллиметрах. Размер мензуры требуется для определения точного натяжения струн в тоне настройки. 1. long scale - длинная мензура; 2. medium scale - средняя мензура; 3. short scale - короткая мензура; 4. super long scale - сверхдлинная мензура.
Silk - шелк; иногда используется в качестве прокладки между основой и обмоткой струн.
Silver - серебро; в чистом виде для обмотки струн серебро применяется очень редко из-за слишком большой мягкости; в основном используется либо гальваническое микропокрытие, либо сплавы с медью и цинком, с содержанием серебра в пределах 30-50%.
Silverplated - посеребренный; внешнее гальваническое покрытие струны или ее обмотки чистым серебром толщиной в несколько микрон. Silverplated Copper - посеребренная медь; материал обмотки струн. Самый популярный материал для витых струн классической гитары.
Stainless Steel - нержавеющая сталь; материал для обмотки струн. Диапазон используемых нержавеющих сталей в струнном деле весьма широк, одни сплавы используются для электрогитарных струн, другие для струн смычковых инструментов - химический состав задает требуемые свойства. Как правило, "нержавейка" хорошо держит пробой обмотки, но при этом более интенсивно вырабатывает лады и гриф инструмента.
Steel/High Carbon Steel - сталь/высокоуглеродистая сталь; материал основы струны, имеющий высокую разрывную прочность и упругость. При атмосферной влажности более 80%, особенно в сочетании с высокой температурой, на поверхности стали появляется ржавчина, если отсутствует защитное покрытие.
String/strings - струна/струны.

Теnsion - натяжение (продольное); параметры натяжения струн приводятся в килограммах (Kg) и/или в фунтах (Lbs). Натяжение струн напрямую зависит от длинны мензуры инструмента и тона настройки. Необходимо учитывать, что нередко заявленное натяжение может не вполне соответствовать представлению конкретного музыканта. 1. extra light tension - сверхлегкое натяжение; 2. extra hard tension - сверхтяжелое натяжение; 3. hard tension - тяжелое натяжение; 4. light tension - легкое натяжение; 5. medium tension - среднее натяжение; 6. normal tension - нормальное натяжение; 7. set tension - суммарное натяжение струн комплекта; 8. regular tension - стандартное натяжение.
Trebles - "верха" (верхние тонкие струны без обмотки).

Violin - скрипка
Violа - альт. 1. Top/Top plate - верхняя дека; 2. Tailpiece - подгриф/подгрифок; 3. Purfling - ус; 4. Tailpiece fret - порожек подгрифа; 5. Bridge - подставка 6. Fingerboard - гриф; 7. Nut - нижний порожек; 8. Scroll - завиток; 9. Peg hole - колковое отверстие; 10. Pegbox - колковая коробка/головка; 11. Peg - колок; 12. Neck - шейка; 13. F-hole - эф; 14. Saddle - нижний порожек; 15. Tail gut - жилка/струна; 16. Bass bar - пружина; 17. Lining - обручики/контр-обечайки; 18. Top block - верхний клоц; 19. Corner block - угловой клоц; 20. C-bout - эс; 21. Soundpost - дужка; 22. Corner - угол; 23. Rib - обечайка; 24. End pin - пуговица; 25. Bottom block - нижний клоц; 26. Back/Back plate - нижняя дека.

Wound - обмотка; любой материал, применяемый для создания на струне дополнительной массы с помощью процесса спиралевидной накрутки вокруг керна (основы). 1. flat wound - плоская обмотка; профиль обмотки струн, имеющий в сечении прямоугольную форму, лента для обмотки басовых струн; 2. half round wound - полукруглая обмотка; профиль обмотки, имеющий полукруглую форму. В отличие от ленты flat wound, полукруглый профиль получается при шлифовке круглой обмотки непосредственно на самой струне. 3. round wound - круглая обмотка; наиболее распространенный профиль обмотки гитарных струн, имеющий в сечении круглую форму. Благодаря форме этого профиля струны сразу после установки на инструменте имеют очень приятный "бриллиантовый" призвук, который, к сожалению, довольно быстро сходит на нет вследствие заминания витков обмотки об лады; 4. ribbon wound - см. flat wound.

0


Вы здесь » M y s t i c A Forum » Гитарист Forum » Струны Для Гитары